В контексте последних действий по оживлению раскола в Православной Церкви Молдовы, отрывания от ее тела новых членов заслуживает внимания недавний пресс-релиз псевдорелигиозной организации «Бессарабская митрополия», текст которого содержит новый элемент в стратегии побуждения священнослужителей Митрополии Кишинева и всея Молдовы нарушать священническую присягу и переходить к раскольникам.
Уже успел привыкнуть к обличительным ярлыкам типа «канонический плен Московского Патриархата», «структура русской канонической оккупации» и т. д., навешиваемых румынами Православной Церкви Молдовы, – к ярлыкам, которые порой даже не знаешь, как понимать (канонический плен, каноническая оккупация… бессмыслица какая-то). Не стану терять время и на такие утверждения, как «Румынская Православная Церковь… имеет многовековое каноническое присутствие в Бессарабском регионе», «христиане Бессарабии всегда были связаны с Церковью Рода», «традиционная юрисдикция Церкви-матери», которые очевидным образом не имеют ничего общего с реальной историей церковной жизни в Днестровско-Прутском междуречье.
Стиль пресс-релиза свидетельствует, что его текст был написан где-то в Бухаресте, из кишиневских раскольников столь «утонченным» словарным запасом не обладает никто. Неоткуда знать деятелям из «Бессарабской митрополии» и то, что «среди православного духовенства… число носителей румынского гражданства превысило 80 %», это конфиденциальные данные, которые могут быть обнародованы только с согласия соответствующих румынских госучреждений.
Новый элемент, о котором упомянул вначале, относится к абзацу, в котором архиепископу Бельцкому и Фэлештскому Маркеллу дается понять, что пришло время ему освободить здание епархиального управления, а также Бельцкий кафедральный собор в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Между строк просматривается и реальный мотив, почему он должен это сделать: потому что архиепископ Маркелл не промолчал, а осмелился открыто, посредством видеообращения к священникам и верующим руководимой им епархии, выразить протест в связи с вторжением 31 августа с.г. группы иерархов и клириков Румынской Православной Церкви в каноническое пространство Бельцкой и Фэлештской епархии. «Пожаловали без приглашения и тем самым не дверью вошли, а незаконно вторглись в канонический сад, принадлежащий другой Церкви. Нарушили каноны. Такое впечатление, что нарушение святых канонов стало у них нормой» – этими словами квалифицировал молдавский иерарх вызывающее, исполненное презрения отношение румынских собратьев к Православной Церкви Молдовы.
А поскольку он взял на себя смелость сказать то, что сказал… что ж, из Бухареста последовала санкция. Пока в мягкой форме, намеком, скорее в виде приглашения. Пока. В мягкой, но циничной. Как говорится, позвольте вам выйти вон. Потому что по факту вы в Бельцах уже не хозяин. Теперь хозяева у вас мы.
Мне не дано знать, как будет далее развиваться ситуация с помещением епархиального управления и кафедральным собором муниципия Бэлць. Но наблюдая многие годы за деятельностью архиепископа Маркелла, в том числе за его высказываниями, касающимися антихристианского поведения некоторых представителей политического класса, могу с уверенностью утверждать, что молчать он не будет. Что продолжит говорить открыто и без обиняков о грехе раскола, призывать к единству Церкви, отстаивать каноническую правду.
Скажу больше, подозреваю, что данное обстоятельство – а именно, что этот наш иерарх не будет молчать, – известно и в Бухаресте. И господа с берегов Дымбовицы отнюдь не рассчитывают на молчание бельцкого епархиального архиерея, у них другая цель. Я склонен думать, что появление пресс-релиза, содержащего намек на санкцию в виде изгнания их храма, рассчитано не столько на архиепископа Маркелла, который молчать не будет при любом исходе событий, сколько на всю совокупность молдавского священства. Которое в своем абсолютном большинстве предпочитало до сих пор молчать.
Лично я воспринял этот пресс-релиз как сигнал Бухареста, посланный иерархам и клиру Митрополии Кишинева и всея Молдовы. И смысл сигнала прост: храните молчание.
Не вздумайте говорить о расколе, о грехе предательства Православной Церкви Молдовы вашими собратьями, которые поклялись быть ей верными. Не упоминайте и об отсутствии благодати у «таинств», совершаемых раскольниками (ведь будь у них благодать, вы бы им сослужили, чего не происходит; то есть вы знаете, что ее у них нет). Не рассказывайте прихожанам, что так называемая Бессарабская митрополия в действительности никакая не Церковь. Не призывайте к покаянию братьев, впадающих в грех разрушения единого тела Церкви Христовой.
Молчите. Мы будем вашу Церковь разрушать – а вы молчите. Продолжайте и впредь хранить молчание, как почти все вы делали это до сих пор. С малыми, весьма малыми исключениями. В противном случае, если не будете молчать, мы применим к вам санкции. Пример у вас перед глазами.
Повторюсь, не знаю, что впереди, каким будет ход событий. Сохранится ли нынешнее напряженное положение? Еще более ухудшится? Или, может, все рассосется? Лишь продолжаю надеется, что Православная Церковь Молдовы сохранится единой.
Вместе с тем не дает мне покоя вопрос: что может думать Бог о Церкви, которая молчит?
Виктор Жосу
