На днях в Кишиневе, в Государственном русском театре имени А.П. Чехова состоялась презентация книги Валерия Волонтира «Михай Волонтир. Откровенно. Диалог с актером, режиссером, исполнителем», изданной при поддержке Эдуарда Докса, известного израильского и украинского журналиста-международника.
Новая книга – повод вспомнить о том, каким нам запомнился Михай Волонтир. Своими воспоминаниями о великом актере поделилась Лариса Унгуряну, театральный критик, магистр искусств.
– Конечно, выход этой книги – это огромное событие. Сейчас уже не показывают так часто фильмы с участием Михая Волонтира, но иногда по «Молдова-2» идут спектакли с его участием, которые успели снять.
Хочу напомнить, Союз театральных деятелей учредил памятную медаль имени Михая Волонтира, которой ежегодно награждают самого талантливого молодого актера года на «Gala Premiilor UNITEM».
Еще к пятидесятилетию Михая Волонтира я закончила рукопись воспоминаний о нем. К сожалению, тогда ее так и не удалось издать. Закулисная театральная жизнь – жестокая вещь. А министерство культуры во все времена занято своими делами и «очень важными» проблемами.
Я очень признательная Михаю Волонтиру за все то, что он сделал для меня. Это был очень талантливый, чуткий и деликатный человек. Когда мы познакомились, я только делала свои первые шаги в театральной критике. Он ввел меня в этот новый мир не через служебный вход, а через парадный подъезд. Я это поняла позже.
Он не умел хвастаться, мало говорил о себе. Но он сделал главное: разрешил мне присутствовать на репетициях и на съемочной площадке.
Да, Михай Волонтир мало рассказывал о себе. Его биография была окутана тайной. И этому были серьезные причины. Кто-то из его родственников служил в царской армии, а говорить об этом было нельзя в те времена. Когда он учился в Бельцах, его учитель был из репрессированных. И об этом тоже не рекомендовалось вспоминать.
Почему он не хотел уезжать из родных Бельц? А потому что он везде чувствовал себя, как дома. Но там, на самом деле, был его дом, его семья, его театр. Он был основателем Бельцкого театра в 1957 году. В то время рядом с ним было много актеров-единомышленников. Вот как он сыграл там свою первую роль возницы, так он и остался им – ведущим актером любимого театра.
Тогда театр и актеры были еще не испорчены. Они верили друг в друга, держались друг за друга. Их еще не испортили звания, признание. Волонтир всегда старался оставаться таким, каким он был. Даже, когда его стали узнавать на улице, он оставался скоромным и простым. Это был 1967 год – после съемок в фильме «Нужен привратник» на киностудии «Молдова-фильм». Человек, абсолютно далекий от кинематографа, не знающий, что это такое, Михай Волонтир создал прекрасный образ солдата Ивана Турбинки. А потом начался его кинематографический триумф. «Цыган» стал вершиной его творчества, хотя и после этого фильма он продолжал сниматься в кино.
В 1990-е годы все театры оказались в кризисе. Нужно было как-то выкручиваться, и театры вынужденно ставили уже «не те спектакли». Он очень возмущался. Ему не нравился новый репертуар его родного театра. Новая эстетика театра, которая пробивалась, была чужда ему. Он по-прежнему жил тем, что театр должен быть серьезным, нести воспитательные функции… А зритель хотел отдыхать на спектаклях и развлекаться.
Главное: Волонтир не растерялся – он начал петь. А ведь у него не было голоса. Он пел душой. И пел так, что ему аплодировали полные залы. Люди со слезами слушали его трогающие за душу песни.
Он пел и продолжал существовать как актер, продолжал приносить людям радость! Потому что артист без связи с публикой – не может жить! Конечно, киноэкран и съемочная площадка – важны, но живой зритель для Михая Волонтира был главней всего.
Он очень любил сельских зрителей. Театр много гастролировал по всей Молдавии. Особенно в те годы, когда здание театра еще строилось. Волонтир очень любил провинциального, сельского зрителя и относился к нему с уважением. И играл с полной отдачей – всегда и везде, в любом сельском клубе он играл серьезно и по-настоящему. Это был профессионал высокого класса. Гений в актерском деле! Он мог все!
А ведь Волонтир не имел даже соответствующего образования. Он просто брал уроки актерского мастерства в театре.
Когда его спрашивали: «Откуда вы берете свои образы?», Волонтир отвечал: «Я смотрю на людей и изучаю природу человека. Я постоянно наблюдаю, как и кто себя ведет!».
Он каждый день ходил в театр. Все знали: если хочешь найти Волонтира, иди в театр. И так было до самого конца: будучи уже серьезно больным, со своей любимой собачкой он шел в театр.
В книге я видела много фотографий с улыбающимся Волонтиром. А в жизни он был грустным человеком, любил одиночество, охоту.
Михай Волонтир заслужил не только наше уважение, но и нашу любовь. Царство ему Небесное!
Записала Лора Веверица