Архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002) – один из тех немногих людей, кому в точности подходит его имя, ибо «Софианос» означает «мудрый» (от греч. σοφός). Имя отражает подвиг всей его жизни и этос мудрого человека, просвещенного благодатью и премудростью Божией, который в силу этой мудрости, с течением временем умножавшейся в испытаниях, стал апостолом и духовником Бухареста, живым членом Церкви Христовой в румынских краях.
Служение священником, духовным пастырем он начинал в Бухарестском монастыре Анфим[1], где был рукоположен и под покровительством святого Анфима Иверского духовно возрастал, получив три образования: сначала в Богословской академии, затем в Академии изящных искусств и, наконец, в самой сильной и суровой «спецакадемии» коммунистических тюрем, по выражению самого отца Софиана.
Но не в одних академиях стяжал батюшка мудрость, эту совокупность и цвет даров Божественных. Получая их от Бога, он с великим тщанием, усердием, терпением и молитвой взращивал их всю жизнь, особенно в монастырском жительстве, в послушании Богу и духовнику. Отец Софиан стал духовным отцом и пастырем, пройдя сначала сам школу духовного ученичества и упражнения в смиренном послушании.
Отец Софиан был и остается образцом пастыря. Он обладал не только прекрасным образованием, но и богословской, литургической и пастырской культурой, глубокой и безупречной. Ничего не говоря от себя, он всегда с точностью ссылался на учение святых отцов, просвещенных учителей Церкви.
Как служитель святого алтаря отец Софиан был превосходным знатоком церковного устава, церковных чинопоследований, составленных по образцу распорядка небесного, поэтому все священнослужители, посещавшие церковь монастыря Анфим, получали отличную подготовку в искусстве литургического служения, научившись у отца Софиана не только уставу, чину каждения, последовательности литургических действий и возгласов, но и церковному пению, а также пастырско-миссионерским приемам, столь необходимым для духовника. Отец Софиан обладал даром проникновенного, мелодичного и величественного исполнения церковных песнопений, а также даром мудрости и взвешенности в пастырском служении.
– Ты не можешь прийти к Богу, умоляя Его простить тебя, пока в твоем сердце живет досада на брата. Бог принимает только то, что мы приносим Ему от сердца любящего, а не полного ненависти, мести и ложно понятой справедливости. Не будем забывать, что жертва, угодная Богу, – это дух сокрушен, – говорил отец Софиан.
Словесный иконописец душ человеческих

Он был не только священником, духовником и церковным живописцем, но и интеллектуалом и художником, монахом, украшенным добродетелями, наделенным многими Божественными дарами, которые он благостно, кротко и радостно изливал на окружающих.
Как проповедник, отец Софиан не говорил на сложном, академическом языке, хотя этот язык не был ему чужд. Своими проповедями, советами и беседами он умягчал и согревал сердца слушателей. Он говорил красиво не ради звуковой эстетики и не для похвалы людской, а чтобы вдохновить людей искать Бога и исполнять Его заповеди, дабы стяжать Его благодать и вечную жизнь Божию. Главными темами его проповедей были покаяние, прощение, неосуждение, молитва, милостыня, смирение и любовь.
– Мы можем спросить себя: когда Бог скорее исполняет наши прошения? Ответ можно дать несколькими способами. Но самый верный путь – это когда наша молитва сопровождается постом, милостыней и безупречной жизнью. Милостыня и пост – это крылья, на которых возносится молитва. Эти три добродетели – молитва, пост и милостыня – тесно переплетаются и поддерживают друг друга нам на пользу, – говорил отец Софиан.
Целитель душ и телес
Батюшкины советы, епитимии и приемы исправления не были единообразными, одинаковыми для всех, но самыми разными, соответствующими внутреннему возрасту и мере каждого, направленными на исцеление его от страстей. Однако увещание питаться Священным Писанием и поучениями святых было универсальным, и святой Силуан Афонский был одним из излюбленных святых, читать и следовать словам которых советовал отец Софиан.
– Святой Силуан написал книгу, которую очень читали в христианском мире. Когда я читал ее, то чувствовал, как просвещаюсь. В этой книге заключена сама цель жизни – жить в Духе Божием. Как он говорит, если мы живем этим смирением, этой любовью и добротой, к которым нас призывает Спаситель, то сами, каждый из нас, бываем довольны, полны жизни, полны хороших желаний, подвизаемся и поддерживаем должные отношения с другими людьми, отношения, основанные на настоящей любви. Когда в нас Дух Святой (мы для того и были созданы, чтобы иметь Его в себе), наша жизнь бывает полна света, полна человечности, любви и смирения. Благодать Божия весьма тонка. Когда мы уклоняемся от смиренного пути, послушания и любви в различных происшествиях нашей жизни, благодать отходит. И мы – не дай нам Боже остаться без благодати! – бываем как мертвые, – говорил батюшка.
Узник коммунистических тюрем

Отец Софиан не светил один, подобно одинокой звезде на пустом небосклоне, он сиял вместе с другими отцами, другими звездами и светочами румынского Православия, известными нам: протоиереем Иваном Кулыгиным; архимандритом Василе (Василаке), настоятелем монастыря Анфим во времена «Неопалимой Купины»; иеросхимонахом Даниилом (Санду Тудором), явившийся инициатором движения «Неопалимая Купина» и делания молитвы Иисусовой, которую стяжали и творили все эти великие исповедники румынского Православия; архимандриты Феликс (Дубняк) и Роман (Брага); иеромонах Адриан (Фэджецян); отец профессор Думитру Стэнилоае; архимандрит Арсений (Папачок); протосингел Петроний (Тэнасе); отец профессор Николай Бордашиу и др.
– Тюремные молитвы сродни молитвам святых отцов-пустынников и множества мучеников, сожженных на костре, которые, когда огонь клокотал под ними, были веселы и благодарили Бога за эту жертву, приносимую ими Его святости. Примерно такими же были и эти тюремные молитвы для очень многих политических заключенных. Нам, сегодняшним, их воодушевление, их подвиг внушает мысль, что благо есть смиряться, подвизаться, проводить жизнь аскетическую – насколько возможно – постом, молитвой, земными поклонами, прощением оскорблений, которые получаем по жизни, терпением без ропота, и тогда наши молитвы будут приняты Богом, как были принимаемы молитвы в коммунистических тюрьмах, – признавался батюшка.
Источник мудрости и любви
– Рассудительность или уравновешенность в нашей жизни означают идти Божественным путем, путем средним. Будем всегда иметь перед собой это равновесие жизни. Потому что случается совершать отклонения влево или вправо. Кто благочестив и хочет творить волю Божию и исполнять заповеди, тот принимается за пост, молитву, милостыню, строгость жизни, и это очень хорошо. Но только пусть идет путем уравновешенным.
Будьте по-настоящему смиренны – и обретете любовь; имейте смиренную любовь и, уверяю вас, спасетесь. Кто не исполняет эту заповедь любви к ближнему, тот не может считаться христианином.
Нет состояния более жалкого, чем быть не в силах простить своего брата даже в самые тяжелые минуты жизни. Кто не может простить, тот не может любить. Кто не может любить людей, тот не может любить и Бога. А чтобы мы смогли любить Бога, нам надо быть в мире с ближними.
Смирение, любовь и искренность оказывают нам великую пользу, чтобы могла исправиться наша жизнь и в целом жизнь румынского общества, – учил нас святой Софиан.
Учитель кроткий и смиренный
Как духовник отец Софиан больше применял прием утешения, чем обличения, так что человек начинал стыдиться, слыша его отеческий совет и братское увещание. Кроткое, но твердое, смиренное и любящее слово батюшки пронзало сердце и побуждало стяжать жизнь и бесценное сокровище Духа Святого, всегда взирая на Христа, возлагая все упование на Него. Своими советами он увещал изменить свою жизнь, простив прежде всего согрешивших пред тобой, не осуждая их и не говоря о них плохого, а затем вознося Богу чистые жертвы хваления и благодарения.
– Смирение, Благому Богу помогающу, разрывает все сети сатаны. Смирение вкупе с любовью сильны, поскольку проистекают из самой Личности Христа Спасителя, призывающего нас: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).
Бог, покой наш, – это сама Любовь, исполненная смирения, защищающая Свое создание от врага-диавола, смертельного врага человеческого, названного так Самим Спасителем, ибо диавол был человекоубийцей от начала (Ин. 8: 44).
Блажен, братия, кто имеет смирение; смирение не гневается и не может прогневать никого. Смирение не клевещет, не осуждает никого, не уничижает. Смиренный человек даже в мыслях не презирает своего ближнего. И если видит его согрешающим или имеющим один или несколько изъянов, то почтительно, с глазу на глаз обращает на это его внимание, чтобы не оскорбить, не опозорить его; так он старается его исправить, действительно помочь ему. Вот это смирение, – говорил святой Софиан.
Живая совесть Церкви

Батюшка был и остается образцом духовника, духовного пастыря как своей безупречной жизнью ответственного и любящего отца, так и всегдашним увещанием к молитве и причащению, ибо на исповеди он всегда спрашивал и наставлял нас:
– Какие последствия будет иметь ваша ошибка в плане единения вас между собой и со всей Церковью? Поэтому больше всего держитесь взаимопонимания и любви, единения между собой!
Во всем своем священническом служении отец Софиан всегда воплощал трезвенную церковную совесть. Он чувствовал себя одним целым со Вселенской Церковью Христовой, связанным со святыми и ангелами на небесах и православными христианами на земле, со всей ответственностью нес свою миссию священника и служителя Бога и человеков.
Поэтому на богослужениях он поминал пред Богом каждое имя с великим вниманием, говоря, что «каждое имя – это душа, а душа – вечный образ Божий». Отец Софиан поминал как можно больше людей и нисколько не огорчался, когда кто-нибудь организовывал панихиду по одному человеку. Он пользовался этим случаем, чтобы помянуть как можно больше имен. Часами подряд он рядом с отцом Адрианом и другими приходскими клириками каждый день в святом алтаре вычитывал сотни помянников. Не давал ни дню пройти без поминовения, а когда не мог прийти в храм, все равно забирал помянники и молился по ним в келлии.
Преподобный Софиан – «пророк знамений времени»
– Мы живем в очень опасную эпоху и поэтому, особенно сейчас, должны быть очень сильными, нам крайне необходимо быть смиренными. Диавол горд, тогда как Бог смирен. И гордыни ради диавол берет верх, потому что человеку нравится быть гордым, а не смиренным. И тогда очень многие переходят – толпами переходят – на сторону диавола, и его царство крепнет. Поэтому нам надо блюсти самих себя, но и того, кто рядом с тобой, ты тоже блюди, помогай ему идти путем Божиим, который есть путь жизни. А другой путь – это путь смерти, мрака, ничтожества.
Конец еще можно было бы отсрочить, если бы началось великое покаяние и исправление, но это труднее, мне как-то так видится. Я не слишком хорошо знаю всех политических подоплек, но, без сомнений, в сегодняшнем мире, который идет широким путем удовольствий и страстей, должен существовать какой-то вождь, который втягивает людей в эту гонку к самоуничтожению.
Есть институции, которые открыто не говорят, что их политика – это разрушение человечества, потому что тогда их никто бы не стал слушать. Эти институции ведут народы к катастрофе, но говорят, что ведут к свободе (такой, какой ее понимают некоторые, а не такой, какова она на самом деле).
Еще раз говорю: мир мог бы обновиться, если бы мы совершили усилие и по-настоящему пожалели о своих грехах; если бы мы покаялись все, от царя до последнего слуги, как это произошло с ветхозаветным городом Ниневией, – говорил святой Софиан.
Вехи биографии
Родился 7 октября 1912 года в Бессарабии, в селе Куконешть-Векь Бельцкого уезда[3].- В 14-летнем возрасте осенью 1926 года поступил в скит Ругь Сорокского уезда.
- В 1928–1932 годы учился в школе церковных певчих при монастыре Добруша, уезд Сорока.
- В 1932–1940 годы обучается в монашеской семинарии при монастыре Черника (Бухарест).
- 25 декабря 1937 года, в бытность учащимся семинарии, принимает монашеский постриг с переменой имени Сергий на Софиан.
- 6 августа 1939 года в кафедральном соборе города Бельцы рукоположен во иеродиакона митрополитом Титом (Симедрей), тогдашним епископом Бельцким.
- В 1940–1945 году обучается в Бухарестской Академии изящных искусств.
- В 1942–1946 годы обучается на Бухарестском богословском факультете и в 1946 году, защитив работу «Образ Спасителя в иконографии», становится лиценциатом богословия.
- В 1945 году в Бухарестском монастыре Анфим рукоположен в иеромонаха.
- В 1945–1948 годы принимает участие в собраниях движения «Неопалимая Купина», происходивших в монастыре Анфим.
- 15 июня 1950 года наречен настоятелем монастыря Анфим.
- В 1954–1958 годы был настоятелем Бухарестского монастыря Плюмбуита.
- В 1958 году арестован и заключен в тюрьму по обвинению в «заговоре против общественного строя посредством вражеской мистической деятельности в рамках организации “Неопалимая Купина”»; приговорен к 16-ти годам принудительных работ. В 1964 году освобожден по всеобщей амнистии политзаключенных.
Отец Софиан взрастил сотни учеников, за что по праву именуется «апостолом Бухареста»
- В 1967 году возвращается в монастырь Анфим, где настоятельствует до 1998 года, пока серьезные проблемы со здоровьем не помешали этому. Отец Софиан на исповеди терпеливо взрастил сотни учеников, за что по праву именуется «апостолом Бухареста».
- 14 сентября 2002 года упокоился в Господе и был похоронен на кладбище монастыря Кэлдэрушань под Бухарестом.
- 4 февраля 2025 года Священным Синодом Румынской Православной Церкви причислен к лику святых вместе с другими мучениками и исповедниками ХХ века с титулом «святой преподобный исповедник Софиан Анфимский» и празднованием дня памяти 16 сентября по новому стилю.
Архимандрит Михаил (Станчиу)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Ziarul Lumina (Газета «Свет»)
