Если молдавская оппозиция будет и дальше делать вид, что проблемы голосования за рубежом не существует, боясь «обидеть» уехавших за границу соотечественников, то на следующий день после парламентских выборов эта оппозиция «неожиданно» узнает, что правящая партия получила только на зарубежных участках, как минимум, 15 депутатских мандатов, что позволит ей сохранить большинство в парламенте, независимо от того, как пройдут выборы в самой Молдове.
По поводу так называемой молдавской диаспоры за рубежом и ее участия в выборах президента и парламента мы писали не раз, и не два. К сожалению, приходится возвращаться к этой теме, потому что влияние граждан Молдовы, которые проживают на Западе, в подавляющем большинстве по румынским паспортам, на формирование власти в покинутой ими родине приняло неоправданно гипертрофированный характер и полностью искажает демократическое волеизъявление избирателей в самой Молдове.
Если лидеры молдавской оппозиции, какой бы ориентации они ни придерживались, не хотят, чтобы исход и парламентских выборов в следующем году решался, как это случилось на президентских выборах в этом году, на избирательных участках за рубежом, – эти лидеры должны предпринять какие-то практические шаги в данном направлении. Не просто осуждать постфактум манипуляции и фальсификации выборов в «диаспоре», но сделать что-то конкретное, чтобы положить конец этой порочной практике. (Берем термин «диаспора» в кавычки, потому что с ним еще должны разбираться ученые, от которых хотелось бы услышать разъяснения, можно ли считать уехавших за рубеж гастарбайтеров диаспорой).
Впереди Европы всей
Такой «системы», как в Молдове, когда на зарубежных участках, количество которых увеличивается с каждыми выборами, голосует кто угодно, где угодно и совершенно бесконтрольно, не существует ни в одном государстве Европы.
Количество избирателей, голосующих за рубежом, с каждыми выборами растет и уже составляет 1/5 от общего числа участвующих выборов. Правящая Партия действия и солидарности (PAS) и ее де-факто лидер, президент Майя Санду получают из-за рубежа свой каждый четвертый голос, и этот показатель тоже растет. Не удивит, если на следующих выборах за границей откроют еще больше участков, на них проголосует уже четверть всех избирателей, а PAS получит оттуда треть своих голосов, и сохранит власть с помощью такого трюка.
Не существует никаких списков избирателей, голосующих за рубежом. Не выработано никаких критериев, по которым открываются зарубежные избирательные участки. Объяснения, которыми пытаются оправдать тот факт, что соотношение участков в Европе и России составляет 100:1, при том, что и там, и там проживает примерно одинаковое количество граждан Молдовы, не выдерживают никакой критики.
Голосование за рубежом носит не просто непрозрачный, но совершенно неконтролируемый характер. (Неконтролируемый обществом и оппозицией – власть-то как раз очень даже хорошо его контролирует). Организацией таких «выборов» занимаются полностью подчиненная PAS Центральная избирательная комиссия и возглавляемое вице-председателем PAS Министерство иностранных дел, прежде всего, консульская служба, которая – это ни для кого не секрет – тесно связана со Службой информации и безопасности, также подконтрольной президенту и парламентскому большинству.
Положения Кодекса о выборах, в соответствии с которыми в состав участковых избирательных бюро должны включаться представители парламентских партий, при организации таких бюро за рубежом не соблюдается.
По большому счету, мы даже не знаем, если на зарубежных участках действительно проходит какое-то голосование. Нам показывают какую-то картинку, рассказывают, что там проходят какие-то выборы, но происходит ли все это в реальности – неизвестно. Объективно подтвердить сам факт проведения таких выборов невозможно. Как показывают опросы общественного мнения, большинство людей не верит в честность такого «голосования» и уверено в том, что его результаты просто рисуют в компьютерах.
Конкуренты на выборах, будь то парламентские или президентские, не в состоянии направить на все зарубежные участки своих наблюдателей. Оплата командировочных только одному такому наблюдателю (проезд, проживание, суточные) обойдется, по самым скромным меркам, в 500 евро. На покрытие всех 200 с лишним участков придется потратить более 100 тысяч евро, или 2 млн. леев. У многих участников выборов весь предвыборный фонд не достигает такой суммы.
Было бы правильно, если бы организаторы выборов (ЦИК, правительство) оплатили из государственной казны расходы всех наблюдателей от всех участников выборов на всех зарубежных участках. Но средства на такие расходы в бюджете не предусмотрены, что изначально ставит оппозицию в проигрышную ситуацию и делает такие «выборы» нечестными и несправедливыми.
Фальшивые аргументы главного бенефициара
Действующая власть выступает главным бенефициаром «безбрежного» и бесконтрольного голосования за рубежом, которое позволяет ей оставаться властью вне зависимости от того, как голосуют избиратели на территории собственно Молдовы. Понятно, что такая власть изо всех сил сопротивляется любым попыткам ограничивать и регулировать такое «голосование».
В пользу сохранения злоупотреблений с «выборами» за рубежом выдвигаются два главных аргумента:
- Противники голосования в «диаспоре» якобы хотят лишить граждан Молдовы их конституционного права избирать и быть избранными.
- Денежные переводы от «диаспоры» дают четверть молдавского ВВП и удерживают молдавскую экономику на плаву, поэтому «диаспора» заслужила свое право влиять на то, какой должна быть власть в Кишиневе.
И первый, и второй аргументы – фальшивые.
Никто не может лишить гражданина его прав, гарантированных Конституцией, включая право избирать. Но все конституционные права реализуются через соответствующие законы, постановления парламента и правительства, нормативные акты.
Простой пример. В Конституции отдельной статьей закреплено право на социальное обеспечение и защиту, предполагающее, что «государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания». Если бы власти Молдовы беспокоились о реализации этого права так же, как о праве «диаспоры» на голосование, цены бы им не было. Но на днях граждане Молдовы с удивлением и возмущением узнали, что вся забота государства о достойном жизненном уровне большинства людей в зимний период ограничивается компенсацией в 15 евро в месяц на коммунальные услуги.
Уважение ко многим другим конституционным правам, таким, как доступ к правосудию, свобода мнений, охрана здоровья, защита матерей и детей, запрет цензуры, носит чисто декларативный характер, но право избирать и быть избранным власть считает абсолютным и неприкосновенным. Понятно почему – потому что это им выгодно.
Ни Европейский Союз, ни Совет Европы, ни ОБСЕ не установили какие-то обязательные правила для голосования за рубежом. Имеются практика Европейского суда по правам человека, доклады Венецианской комиссии, которые определяют, что регулирование и ограничение такого голосования не является нарушением прав человека и демократии как таковой.
В Европе существует самая разнообразная практика организации голосования за рубежом, вплоть до его полного запрета, когда граждане для реализации своего избирательного права должны приехать из-за границы домой и проголосовать дома. Но утверждать, что кто-то у кого-то это право отнимает – ложь. (Европейской теории и практике в отношении голосования за пределами страны, в том числе по каждому государству-члену ЕС, будут посвящены наши следующие публикации).
Точно так же ничем не обоснованы и утверждения о якобы «чудотворном» влиянии «диаспоры» на экономику. Молдавские гастарбайтеры повышают ВВП (и улучшают демографическую ситуацию) в тех странах, где работают. Денежные переводы они делают, заботясь прежде всего о себе и о своих семьях, но никак не о молдавском государстве, которое они покинули. И налоги эмигранты платят за рубежом, не выполняя, кстати, свое конституционное обязательство гражданина Молдовы «участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов».
Опосредованно, через закупку товаров и услуг, деньги гастарбайтеров влияют на рост экономики, но утверждать, что, условно говоря, полтора миллиарда долларов ежегодных перечислений из-за рубежа это и есть четверть ВВП – полная экономическая безграмотность.
Мораторий – первый шаг к нормальности
Еще раз: такого безграничного, непрозрачного, бесконтрольного голосования за рубежом, как у Молдовы, не существует нигде. Продолжение такой практики выглядит просто абсурдно. Пора наводить тут порядок. На наш взгляд, первым шагом к нормальности в этой области мог бы стать мораторий на голосование на зарубежных участках.
Речь не идет о запрете, о полной отмене голосования за рубежом. Речь идет о законном регулировании этого права. Порочная, из ряда вон выходящая практика Молдовы должна быть исправлена и приведена в соответствие с европейским опытом. Для этого следует уже сейчас, начиная с очередных парламентских выборов, ввести мораторий на голосование за рубежом, после чего провести широкое, гласное обсуждение этой проблемы в молдавском обществе, привлечь к этим дискуссиям отечественные и международные организации и экспертов с целью исправить дефекты действующего в этой области законодательства и искоренить коррупционную практику его применения.
Если оппозиция будет и дальше делать вид, что этой проблемы не существует, боясь «обидеть» уехавших за границу соотечественников, то на следующий день после парламентских выборов эта оппозиция «неожиданно» узнает, что правящая партия получила только на зарубежных участках, как минимум, 15 депутатских мандатов, что позволит ей сохранить большинство и в следующем парламенте, независимо от того, как пройдут выборы в самой Молдове.
Дмитрий Чубашенко
На фото к публикации: «Диаспора, не прекращай голосовать! 300.000. Время 20.00». Такие призывы публиковала на своих страницах в соцсетях Майя Санду в день президентских выборов.
